Великосветские банкеты, импровизированные концерты рок-звёзд, судьбоносные романтические встречи: 28 января свой 149-й день рождения отмечает легендарный петербургский отель — неисчерпаемый кладезь удивительных историй и источник самых незабываемых впечатлений…
Главный секрет старейшего петербургского отеля и его очевидный талант — в умении оставаться любимым местом встречи богатых и знаменитых, предприимчивых и талантливых, влюблённых и счастливых: в стенах первого в России пятизвёздочного отеля переживали самые волнующие, радостные и ответственные моменты аристократы и политические деятели, музыканты и литераторы, юбиляры и новобрачные, а их эмоции, растворившись под сводами витражных куполов и потолков с лепниной, стали частью неповторимой атмосферы отеля, которая снова и снова притягивает нас в легендарный особняк в самом сердце Петербурга с видом на Невский проспект и площадь Искусств.
Благородство, харизма и высокий статус — этот образ оказался отелю к лицу с того самого момента, как в 1875 году его порог переступили первые постояльцы.
Здесь император Николай II устраивал дипломатический приём для принца Сиама, обедали Билл Клинтон и Дмитрий Набоков, Бернард Шоу встречался с Максимом Горьким, а Анна Павлова познакомилась с Виктором Дандре. Коллектив отеля обслуживал приём от имени мэра города в честь королевы Великобритании Елизаветы II. В зале «Лидваль» до сих пор находится старинный инкрустированный рояль, на котором играл Ференц Лист: композитор и пианист не раз останавливался в отеле.
Именно сюда в феврале 1927 года к известному на весь мир Сергею Прокофьеву пришёл безвестный и полный надежд 20-тилетний Дмитрий Шостакович. Начинающий композитор исполнил сонату своего сочинения, которая удостоилась искренней похвалы мэтра. На волне вдохновения ободрённый Шостакович в короткий срок написал ещё несколько фортепианных пьес. А в 1932 году Исаак Дунаевский писал музыку к фильму «Весёлые ребята», навещая жившего в отеле режиссёра картины Георгия Александрова. В короткие перерывы на обед они поднимались в ресторан на крыше «Европейской» и любовались оттуда весенним Ленинградом.
Быть первым — искусство и навык, который здесь умеют поддерживать. В 1905 году ресторан «Европа» стал первым гастрономическим заведением России, где появились электрические лампочки — символ нового индустриального общества. Прогрессивный характер отеля импонировал Фёдору Михайловичу Достоевскому, который не раз бывал здесь и писал о нём: «…вот архитектура современной, огромной гостиницы это уже деловитость, сотни номеров, огромное промышленное предприятие».
Прозрачный купол из цветной мозаики по рисунку Карла Бренцена, утончённые линии витража «Аполлон на колеснице» по эскизу Леонтия Бенуа, резные орнаменты и лепнина в стиле ар-нуво — интерьеры ресторана «Европа» созданы по проекту немецкого архитектора Карла Маккензена и практически не изменились со времён Серебряного века. В стенах отеля бывал Пётр Ильич Чайковский, дважды останавливавшийся здесь, а сейчас в честь маэстро в ресторане каждую пятницу устраивают вечера Чайковского, великие произведения которого звучат для гостей, соединяя историю и современность.
В этих стенах можно и пережить настоящий фейерверк эмоций, и подарить его другим. Именно так в ресторане «Европа» в 1979 году состоялся импровизированный концерт Элтона Джона, а в 2009 в Лобби-баре выступила Уитни Хьюстон. Эти события — не просто коллекция драгоценных воспоминаний, а живая история и традиции, в которых заключена связь времён.